Президент РФ Дмитрий Медведев предложил отменить техосмотр автомобилей, или сделать его «беспроблемным» для граждан. Согласно его мнению, нынешняя система «изжила себя напрочь», особенно в крупных городах.

«Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того, чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить. Если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это «ведро с гайками», так она все равно бумажку получит, но уже другим путем», – сказал Медведев.

За этим заявлением в ряде СМИ появились заметки о том, что техосмотр с начала июля подорожает почти на 1/3. Однако власти Москвы пообещали, что повышения цен не будет и распорядились организовать проверку организации техосмотра в Москве. Последнее вызвало, как ни странно, огромные очереди на пунктах ГТО.

По мнению автомобилистов такое предложение президента станет реальным действием по борьбе с коррупцией, но на безопасность на российских дорогах оно вряд ли сможет повлиять.

Основным доводом за полную отмену технического осмотра является коррупционная составляющая.

«Техосмотр превратился в коррупционную систему, где у владельцев исправных и даже новых автомобилей вымогают деньги под видом несоответствия их параметров установленным ГОСТам», – такое мнение высказал Петр Шкуматов, являющийся координатором Общества «Синие ведерки». Если раньше техосмотр в Москве можно было пройти быстро, но неофициально за 3-5 тысяч рублей, то сегодня в некоторых местах за это можно отдать до 12 тысяч.

Если есть желание получить талон техосмотра официально, то предстоит отстоять немалую очередь. Ибо, по словам чиновников, пункты ГТО просто не справляются с наплывом посетителей.

В отечественных СМИ не раз всплывали сообщения, что желающих открыть частные пункты ТО достаточно, однако закон не предусматривает такой возможности.

Мэр Москвы Сергей Собянин на совещании в правительстве столицы назвал пункты техосмотра «кормушками для взяточников» и потребовал в течение 2 дней подготовить предложения по улучшению качества обслуживания на пунктах ТО. А также уволил начальника городской службы технического контроля, которая занимается техосмотром в российской столице.

Естественно, представители ГИБДД уже назвали предложение президента «абсолютно правильным», однако предложили не отказываться от техосмотра вообще, а оставить его в качестве рекомендательного и заявительного.

Эксперты ставят под сомнение эффективность такой инициативы и считают, что добровольный техосмотр для российских автомобилистов равен его отсутствию.

При отмене техосмотра появляется такой аспект, как нарушение международных обязательств в области дорожного движения, которые Россия приняла на себя в 1997 году.

В мае 2011 года правительство России подготовило несколько версий законопроекта о техническом осмотре, но и по сей день не определилось с окончательным вариантом. При этом депутаты Госдумы предполагали утвердить новый закон о ТО 31 мая и передать его на подпись президенту до 12 июня. Ожидалось, что новая система проведения техосмотра должна была вступить в силу уже с 1 января 2012 года.

Наконец, 24 мая премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление о отмене техосмотра. Оно было опубликовано в "Российской газете" 27 мая и вступает в силу с 4 июня. Под его действие попадают легковые автомобили, прицепы и полуприцепы массой не более 3,5 тонны, а также мотоциклы.

Новым автомобилям (получившим техпаспорт не раннее, чем за год до этого) талон техосмотра будет выдаваться при постановке на учет "без проверки их технического состояния с использованием средств диагностирования".