На государственных дорогах предлагается отменить платный проезд, а оставить его только на тех трассах, которые построены исключительно на частные деньги. О такой законодательной инициативе заявили несколько депутатов Госдумы, передает РИА Новости.

Это предложение депутатов озадачило специалистов, ведь если такая законодательная инициатива получит одобрение, то это значительно замедлит, а скорее вообще остановит развитие платных трасс в России, отмечают эксперты. Такое экспертное мнение основывается на том, что в России пока нет инвесторов готовых вкладываться в прокладку трасс без поддержки государства. Справедливости ради стоит заметить, что даже в более развитых странах бизнесмены способны заниматься лишь эксплуатацией существующей дорожной сети, а развитием весьма затратной транспортной инфраструктуры занимается государство.

При таких условиях платные дороги могут существовать на местном уровне платные дороги, однако широкого развития в этом секторе они не получат. Об этом говорит ряд факторов:

-Обязательно должен бытьальтернативный бесплатный маршрут, а для этого требуется согласие собственников земли, которые проживают неподалеку.

-Необходимо получить одобрение местных властей. А власть вряд ли заинтересуют подобные проекты, если они не будут приносить прибыль в бюджет.

- Необходимо привлечь водителей на свою дорогу. Например,«Автодор» в ведомстве которого находятся все платные федеральные трассы, привлекает скоростным режимом, качеством придорожного сервиса. Достигается это взаимодействием с крупным бизнесом, что требует больших вложений, коих у частника нет.

Из вышесказанного вытекает, что без господдержки не обойтись. Кстати, недавно на сайте правительства опубликовали распоряжение правительства о использовании в бессрочном периоде на платной основе участков трассы М-4 "Дон" на обходах Ефремова (Тульская обл.) и Ельца (Липецкая обл.), причем общая длинна платных участков на этой трассе к 2014 г. должна быть около 700км.

Однако и при прокладке трасс в федеральном масштабе существуют свои проблемы, проистекающие из непроработанности законов по частно-государственному партнерству при развитии концессий. Лучшая схема, это когда участие государства ограничивается указанием места дороги и её категории, а все остальные работы (такие как проектирование, строительство, эксплуатацию и т.д.) находятся в ведении концессионеров. При такой схеме у концессионеров присутствует естественное желание провести работы с минимальными затратами, которые можно обеспечить только с применением долговечных и современных материалов, с соблюдением мировых стандартов. Однако, на сегодняшний момент заказчиком выступает государство, что приводит к завышению стоимости, отсутствию интереса в применении современных норм со стороны проектных организаций.

Для того, чтобы государство не участвовало в подготовке территорий можно воспользоваться опытом серевероамериканских стандартов изъятия земель для госнужд. Там процесс отчуждения земли проходит в небольшой срок с выплатой компенсации по утвержденному методу подсчета. То есть при таком методе потребная для дороги территория становится доступной для строительства за короткий и рассчитываемый срок. В России в настоящее время провести отчуждение земли под строительство любой трассы возможно только через суд, который длится от трех лет. Такое законодательство не увеличивает инвестиционную привлекательность проектов и не дает определить сроки начала подготовки под прокладку дороги.